
Фото: 123RF.com/mathiasberlin
Таяние ледника Туэтса, также известного как «ледник Судного дня», не представляет опасности для России, рассказал ТАСС заместитель председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Аноприенко.
Данный ледник является важным сегментом ледяного щита в Западной Антарктиде с самой длинной в мире границей соприкосновения с океаном протяженностью около 120 километров. Главная опасность обрушения связана с повышением уровня Мирового океана, что представляет угрозу для жителей прибрежных регионов.
Например, повышение уровня моря провоцирует расходы на техническое обслуживание и ремонт городов. При этом увеличения числа и частоты наводнений усугубляет эрозию почвы, а приток океана приводит к загрязнению источников пресной воды.
«Ледник Судного дня» также выступает «пробкой», которая не позволяет разрушиться Западно-Антарктическому ледяному щиту. Его обрушение спровоцирует повышение уровня Мирового океана на 3,3 метра.
Сейчас данный ледник продолжает таять – по подсчетам экспертов, в Мировой океан ежегодно поступает около 50 миллиардов тонн льда. На этот процесс приходится примерно 4% текущего ежегодного глобального повышения уровня моря. Однако из-за повышения среднегодовой температуры процесс ускоряется.
В СМИ также писали, что ледник ускорил движение, отреагировав на потепление океанских волн. По данным ученых, если он растает целиком, могут измениться береговые линии по всей планете, а также может пострадать Санкт-Петербург.
Аноприенко указал на то, что несмотря на эффектное название, речь идет о нормальном природном процессе откалывания льда и движения ледников.
«Ледники «живут» в движении: часть льда регулярно уходит в океан в виде айсбергов и дальше дрейфует по течениям», – объяснил сенатор.
При этом если айсберги уходят в более теплые широты, то они постепенно тают, и почти не добавляют воды «сверх нормы». Эксперт сравнил это со льдом в стакане и подчеркнул, что на уровень воды влияет общий баланс, то есть, сколько на суше накапливается в виде и снега и льда, а сколько теряется из-за таяния и схода ледников в океан.
В природе, помимо этого, существует «сезонный круговорот», когда вода испаряется и переносится воздушными массами, после чего возвращается на полюса в виде осадков, формируя снег и пополняя ледники. В данном случае важна скорость и соотношение процессов.
«Если резко снизить антропогенную нагрузку по всему миру, из-за инерции климатической системы потепление и связанные эффекты будут ощущаться еще десятилетиями. Поэтому практический выход один – прогнозировать риски и заранее готовить меры адаптации», – отметил Аноприенко.
По его словам, в Санкт-Петербурге план адаптации разработан в ГГО имени А. И. Воейкова. Сенатор назвал это примером того, как нужно отвечать на климатические вызовы – расчетами, мониторингом и готовностью инфраструктуры, а не паникой.
Ранее айсберг А23а, который долгое время считался крупнейшим в мире, утратил лидерство и сейчас имеет площадь 1 370 квадратных километров, что на 67% меньше изначального размера. Он уступил первенство айсбергу D15A, его площадь составляет 3 071 квадратный километр, почти вдвое больше текущих размеров А23а.
НОВОСТИ В РОССИИ